?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ksologub

О службе и мундирах Андрея Болконского

Оригинал взят у quadrimanus в О службе и мундирах Андрея Болконского
Поскольку вскорости нам предстоит насладиться очередной экранизацией "Войны и мира", решил я осуществить давнее желание и привел в порядок кое-какие соображения, касающиеся внешней стороны дела.

То, что предстоящее зрелище будет полностью отстойным, уже понятно - какие-то с бору по сосенке набранные актерики, Наташа из "Гарри Поттера", мачоподобный Пьер и т.д. Непонятно, зачем и кому приспичило снимать именно Толстого - после очень хорошего фильма Бондарчука, и довольно гумозной, но достаточно крепкой голливудской экранизации 1956 г.
А также как всегда непонятно, почему остались незамеченными горы справочной литературы и куда делись деньги, потраченные на консультантов - поскольку, например, вот это ни в какие ворота не лезет вовсе:

6,90 КБ

Могучий князь Андрей, с перекошенной харей и в вечном белом мундире, топоча огромными сапогами, бежит скорей упасть под небо Аустерлица. Причем почему-то со знаменем Киевского гренадерского.

Очень много лет назад, когда я усердно посещал занятия детского военно-исторического клуба при музее Суворова, наш отец-руководитель Р.Ш. Сот рассказывал занятную историю о том, как у них вышел с Бондарчуком спор: униформологицкая наука, в лице самого Сота, утверждала, что на балу с Наташей Болконский должен быть в красном кавалергардском вицмундире, а Сергей Федорыч тыкал в текст, где написано про белый мундир, и говорил при этом, что в эпизоде должны быть "два ангела". С тех давних пор в башке и засело, что князь Андрей кавалергард, и усомниться в этом до сих пор в голову не приходило, поскольку Соту верили как богу. А тут вдруг стукнуло - а почему, собственно, кавалергард?

Не знаю, хватит ли у кого энтузиазма повторить мой подвиг, но я ДВА РАЗА прочесал толстовский текст и обнаружил замечательное: полки, по которым числился Болконский, не названы НИГДЕ. Ни в кампании 1805, ни в 1812. К делу был привлечен друг и вечный сподвижник Б. Степанов, и мы попробовали разобраться.

Итак.
Князь Андрей появляется впервые на вечере Анны Шерер, уже готовясь к отъезду в армию; о нем сказано:

"У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова."

"Le général Koutouzoff,- сказал Болконский, ударяя на последнем
слоге zoff, как француз, - a bien voulu de moi pour aide-de-camp..."
(Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.)


Уже дома, после вечера, Лиза говорит Пьеру: "...здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение."

Болконский через Лысые Горы уезжает к штабу Кутузова, выполняет там всякие адьютантские обязанности, получает легкое ранение и т.п. При этом ни о его мундирах, ни о наградах ничего не говорится вплоть до визита в Брюнн к австрийскому двору:

"Одевшись в полную парадную форму,
которой он уже давно не надевал, для поездки во дворец,..."


"Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии-Терезии З-й степени, которым жаловал его император."

Далее идет шенграбенский эпизод, где опять-таки о мундире - ни слова, а затем описание знаменитого Ольмюцкого смотра. В Ольмюце мы кое-чего узнаем:

"...в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким."

Описание Аустерлицкого сражения в смысле мундирных подробностей ничем не примечательно, равно как и дальнейшие появления Болконского, до самого упоминания об его службе под батюшкиным началом:

"Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не
служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были
служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения."


"...Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3-го округа, и единственное средство мне избавиться от службы -- быть при нем."

Ополчение было распущено в 1807 г., и очередной раз мы наблюдаем мундир князя Андрея на знаменитом Рождественском балу 1810 г. На самом деле это ключевой момент для реконструкции всей предыдущей военной карьеры Болконского:

"Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках..."

Однако в фильме Бондарчука на князе надет условно-кавалергардский якобы колет, что уже требует специального объяснения. Консультантами на картине были два выдающихся деятеля своего времени - Люшковский и Сот. Люди вполне компетентные, они явно ничего не сделали просто так; именно это и выясняется при внимательном рассмотрении.

18,96 КБ

В 1810 г. Болконский носит штаб-офицерский по кавалерии мундир, причем мы знаем, что с момента возвращения из плена он всячески косил от службы ("...Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.")
Будучи "капитаном" в 1805 г., и ничего не делая пять лет, князь мог превратиться к 1810 г. в числящегося по кавалерии полковника вероятнее всего в том случае, если во время кампании состоял по одному из гвардейских кавалерийских полков, а по возвращении взял длительный отпуск для лечения, с последующим отчислением из полка. (Кстати в тексте регулярно упоминается "слабое здоровье" князя.) Гвардейское преимущество в два чина, при переходе в состояние "по кавалерии", как раз и превращало его в полковника армии - о чем и написал Толстой. В этом случае "капитана" можно считать оговоркой Толстого, и иметь в виду, конечно, "ротмистра".

Полк, по которому числился в 1805 г. князь, можно прикинуть опираясь на традиционный список прототипов Болконского - одним из главных там проходит Николай Репнин-Волконский, который под Аустерлицем командовал 4-м эскадроном кавалергардов, был ранен, попал в плен, вернулся в 1806 г., был награжден, получил на полгода отпуск "за болезнью от ран", а позже вышел в отставку генерал-майором с мундиром. Через пару лет был вновь принят в службу с назначением "состоять по армии". Очень похоже.

Некоторым намеком может служить также вопрос, заданный Болконским Пьеру в начале романа: "...Кавалергард ты будешь или дипломат?... Был ты в конной гвардии?" Вполне вероятно, что князь пытался оказать другу протекцию в собственном полку, особенно если помнить об увлечении Болконского покровительством юношам, о чем Толстой (зараза...) неоднократно прямо говорит.

Таким образом, версию кавалергардской принадлежности Болконского можно считать не противоречащей как реалиям, так и толстовским описаниям; скорее всего такой логикой и воспользовался Р.Ш.Сот, когда сочинял для князя карьеру. Появление в фильме фантастического "кавалергардского мундира" на балу 1810 г. я лично объясняю тем, что с одной стороны мундир ДОЛЖЕН быть белым по Толстому, а с другой стороны, общекавалерийский мундир выглядит довольно бедненько - вот и соорудили некий компромисс. Белый кавалергардский колет имеет очень короткие фалды; именно для того, чтобы не сверкать задницами в свете, гг. офицерам и были даны аж два вицмундира - красный (бальный) и зеленый (вседневный). Компромисс нашли в том, что к парадному колету присобачили длинные фалды от общекавалерийского мундира - и князь превратился в ангела. Но с кавалергардским серебряным прибором и шитьем.

Дальнейшие приключения Болконского особых вопросов не вызывают:

"Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию."
...........................................

"Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он
упорно и усердно занимался делами..."
...........................................

"В 12-м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли."
...........................................

"Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе."
...........................................

"На другой день на смотру государь спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии."


Болконский получает под начало некий полк, который в дальнейшем именуется не иначе, как "полк князя Андрея". Вообще говоря уже совершенно не имеет значения, какой именно это полк, поскольку он служит всего лишь условным фоном; кое-где мелькает неизвестно откуда взявшаяся версия, что Болконский командовал какими-то егерями. Никаких упоминаний об этом у Толстого я не нашел, зато нашел следующее:

"Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25-го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка."
...........................................

"Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий."


Что князь делал в сарае Князькова не совсем понятно, поскольку непосредственно за деревней в начале сражения стояла гвардия. "Позади Семеновского" - понятие растяжимое; пространство между д. Семеновское и Курганной батареей занимал 7-й пехотный корпус Раевского, а за самим Семеновским стоял 8-й корпус Бороздина, но все эти войска были практически полностью задействованы задолго до "второго часа"; около полудня в промежуток между Семеновским и батареей Раевского были выдвинуты Волынский и Тобольский пехотные полки 4-й дивизии принца Вюртембергского, но дивизия была переведена с правого фланга и за Семеновским никогда не стояла. Что там могло пребывать "в бездействии" до "второго часа" - вопрос ко Льву Николаичу. Консультанты Бондарчука пошли по пути художественного обобщения и одели князя Андрея в условно-пехотного штаб-офицера, правда почему-то с гвардейскими эполетами и без знака.

16,32 КБ

В этом мундире Андрей Болконский и закончил свои искания.

___________________________________________

Ниже представлены возможные варианты экипировки князя Болконского на разных этапах службы. Мы исходили из того, что в течение кампании 1805 г. князь, будучи адьютантом Кутузова, числился по Кавалергардскому полку, т.е. носил полковой мундир в соответствующей случаю комплектации, и еще некоторое время после возвращения с войны продолжал оставаться в списках полка, находясь в отпуске, а затем ушел в отставку с мундиром (чему никаких препятствий вроде не было), либо просто был отчислен из полка, формально оставаясь на военной службе "по кавалерии".

(все кликабельно)


Необходимость надевать полную парадную форму у Болконского возникала только два раза - во время представления австрийскому императору и Ольмюцкого смотра. Во всех прочих случаях (исключая Аустерлиц, как генеральное сражение) он вполне мог пользоваться зеленым служебным вицмундиром и шляпой, хотя для участия в боевых действиях (например Шенграбен) приличнее была бы каска. Аксельбант тут показан скорее для проформы, поскольку в середине 1800-х годов он еще не успел превратиться в обязательный адьютантский атрибут.

Вот шикарные примеры кавалергардских мундиров 1800-х годов:



А.Охотников - вообще готовый Болконский, включая внешность;
Н.Г. Репнин-Волконский - герой Аустерлица, прототип;
И.С. Храповицкий - бальный вицмундир около 1810; не метался бы князь Андрей, служил бы, как люди - танцевал бы с Наташей в таком шикарном виде.

_____________________________________________________

Отдельного внимания заслуживает еще один интересный вопрос: какое именно знамя подхватил князь под Аустерлицем?

Всем известно, что эпизод написан Толстым по мотивам реального подвига кутузовского адьютанта и зятя графа Фердинанда Тизенгаузена, но вот с каким знаменем Тизенгаузен погиб - так сразу и не скажешь. Поскольку документов под руками нет, остается только погрузиться в общие рассуждения.

Болконский вместе со штабом Кутузова находился при 4-й колонне Милорадовича, а вся эпопея со знаменем развернулась во время боя с дивизией Сент-Илера за деревню Працен и Праценские высоты, в центре позиции союзников. В состав 4-й колонны, помимо союзных австрийских войск генерала Коловрата, входили:

Малороссийский гренадерский
7,21 КБ 5,68 КБ

Апшеронский мушкетерский
7,08 КБ 4,78 КБ

Смоленский мушкетерский (вензеля по углам павловские, ессно)
5,27 КБ 5,50 КБ

Новгородский мушкетерский
6,94 КБ 5,51 КБ

Дальше можно при желании заняться высоконаучным исследованием, искать компромисс между толстовским текстом и реалиями, т.е в принципе забивать микроскопом гвозди. По Толстому, знамя, которое нес Болконский, было взято французами - в реальности Новгородский полк знамена сохранил, т.е. по идее отпадает. Апшеронцы к тому моменту, когда князь Андрей начал геройствовать, уже бежали от Працена обратно, а в тексте сказано:

"Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими."
...........................................

"...упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат."


Таким образом напрашивается понятно какой вывод, однако знаменные потери под Аустерлицем подробно разобрал грамотный специалист, ныне именуемый tarlith_history, и при углублении в вопрос начинается дикая путаница, поэтому нафиг. Достаточно, по-моему, ограничиться общими рамками достоверности и не заставлять князя Андрея бегать со знаменем Киевского гренадерского, которого на Працене в помине не было. (При этом удивительно, что на кадре из новой экранизации знамя выглядит вполне похоже).

Кстати говоря, во время свалки на Праценских высотах, подобным же образом вошел в историю еще один Волконский - князь Петр Михайлович. Он лично, со знаменем Фанагорийского гренадерского, собрал отступающую бригаду Каменского и аж три раза водил ее в атаку на правый фланг дивизии Сент-Илера, когда та давила на полки Милорадовича - практически в то же время, когда погиб Тизенгаузен.
_____________________________________________________

P.S. С изумлением обнаружил, что роман Толстого, даже будучи читан-перечитан, по-прежнему затягивает. Не читайте говна, читайте классику!

_____________________________________________________

P.P.S. Буду очень признателен, если кто-нибудь поделится кадрами из бондарчуковского фильма, где Болконский со знаменем.

_____________________________________________________

UPD

- устранено недоразумение с крестом "Марии-Терезии"

- с помощью martinez_21 обнаружено:
"Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о
раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием
4-й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе
назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка."


Осталось в составе 7-го корпуса найти егерский полк, который стоял в резерве "до второго часа" - и дело в шляпе.


  • 1
Это еще что, а вот в экранизации, которая еще только готовится выйти у князя Андрея такой мундир - офигеть - не встать!



Какое раскошное шитье - камергер позавидует!

PS. В этом опусе уже Пьер из Гарри Поттера. Вывод: Гарри Поттер - приквел Войны и мира. :-)
PPS. А Толстой, увы, совсем не историк, история для него тоже только гвоздь.

Ну так, понятно, англичанка гадит....)))

  • 1