Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ksologub

post

Оригинал взят у lubitel в post
Я не профессиональный историк, изучение истории полиции – моё хобби.
От ошибок никто не застрахован, дилетант тем более.
Но! Одно дело, когда ошибки допускает слесарь, инженер или учитель, бродящие по всемирной сети в свободное от работы время, а другое – когда ошибается профессор, получающий за изучение предмета заработную плату и гонорары. Да и ошибка – ошибке рознь.
В ведомственном музее не могут отличить надворного советника от подполковника, доктор юридических наук, профессор, утверждает, что околоточные надзиратели «чаще всего имели чин старшего унтер-офицера и фельдфебеля» и ссылается в своем научном труде, на такой замечательный источник, как публицистическое произведение некоего Ривоша «Время и вещи»!
И вот, такая чушь кочует с одного сайта на другой, попадает в диссертации и учебники.
Человек, интересующийся историей полиции, лезет в интернет и читает очередной перл, сочиненный очередным профессором. А поскольку профессор самый настоящий, ни каких оснований у этого интересующегося не доверять этому профессору не имеется.
Все вышеизложенное сподвигло меня написать серию постов, кратко знакомящих со структурой полиции Российской Империи, существовавшей в ней системой чинов, званий и наград. На научную работу этот пост ни в коем случае не претендует. Вместе с тем, ручаюсь, что вся изложенная здесь информация добыта из первоисточников, проверена и перепроверена.
Но от ошибок ни кто не застрахован, тем более дилетант. Если кто-то их найдет и исправит, буду только рад.

Российская Империя – государство многонациональное и многоконфессиональное. Завоевав или мирно включив в состав государства очередной кусок территории, цари не спешили устанавливать там общеимперские порядки. Управлялись такие территории по своим, особым законам, иногда очень существенно отличавшимся от общероссийских. Например, в Финляндии, вообще была своя валюта!
«Империя, в отношении к порядку местного её гражданского управления, разделяется на губернии, области и градоначальства. Каждая их сих частей Империи управляется или по Общему Учреждению, или же по Учреждению Особенному».
В разных частях Империи и полиция была разной. И различия эти были довольно существенными. Например, в той же Финляндии городовых называли на английский манер «констаблями», а приставов – «комиссарами».
Поскольку необъятное объять нельзя, я буду рассказывать только о полиции в губерниях, управляемых по Общему Учреждению. Это про рамки территориальные.
Теперь про рамки хронологические. Естественно, что полиция, как и любое государственное учреждение реформировалась. Были реформы крупные, менявшие всю структуру или, все обмундирование, были и незначительные. Последняя реформа была проведена в 1916 году.
Я буду писать про период с 1900 по 1913 гг.
По общему учреждению управлялись губернии Европейской России (кроме области Войска Донского, Терской и Кубанской областей, Кавказа), территория современных Белоруссии, Молдавии, Украины и Прибалтики. При этом полиция Прибалтийских губерний ( Курляндской, Лифляндской и Эстляндской) имела свою структуру, отличавшуюся от структуры полиции в остальных губерниях, по общему учреждению управляемых и про прибалтийскую полицию я тоже писать ни чего не буду.
В царской России полиций существовало много. Была политическая (жандармская), в некоторых городах была речная. Была железнодорожная (тоже жандармская), была сыскная. О специализированной полиции я здесь тоже ни чего рассказывать не буду, не буду говорить и о столичных (Московской и Петербургской) полициях, которые по своей структуре и униформе также отличались от провинциальной. Я не затрону и верхушку управления полицией – МВД и Департамент полиции.
Итак, тема настоящей работы «Уездная и городская полиция в губерниях, по общему учреждению управляемых (кроме Прибалтийских) в начале 20-го века».

В отличии от сегодняшней России, в Российской Империи не было губернских полицейских управлений, следовательно не было и должности начальника губернской полиции. Руководил полицией губернии непосредственно губернатор.

Городская полиция

До реформы 1862 года в каждом городе существовала своя, обособленная от уездной полиция, затем уездную и городскую полицию объединили. Отдельная городская полиция сохранилась только в губернских городах, городах, подведомственным градоначальствам , и некоторых уездных и безуездных городах, посадах и местечках, список которых утверждался законодательно. Критерии, по которым в некоторых городах была сохранена особая городская полиция, лично для меня остаются загадкой. Например, отдельная городская полиция была в посаде Дубовка Саратовской губернии (населения в 1913 году - 18000 человек), а в подмосковном Серпухове, население которого было почти в два раза больше, такой полиции не было.

Штаты городских полиций были двух видов:
1) Законодательно установленные для конкретного города. Обычно законодательно утверждались штаты для городских полиций крупных городов, или городов, имеющих особое значение.
2) Так называемые «Нормальные штаты городских полицейских управлений», утвержденные еще в 1862 году. По этому штату, все городские полицейские управления Империи, не имеющие законодательно утвержденного штата, делились на три разряда. В полицейских управлениях 1-го разряда полицмейстеру полагался помощник, полицмейстеры 2-го и 3-го разряда обходились без него.
Руководитель городской полиции назывался полицмейстером. По «Нормальному штату..» его должность находилась в 7 классе.
Каждое полицейское управление имело канцелярию, которой руководил секретарь (должность 10-го класса – коллежский секретарь, максимум титулярный советник).
В некоторых городах штат канцелярий полицейских управлений утверждался законодательно. Например, в Харьковской городской полиции в канцелярии служили секретарь, 4 столоначальника, один помощник столоначальника, казначей (он же бухгалтер), регистратор (он же журналист), архивариус. Для канцелярий полицмейстеру выделялись средства, на которые он закупал писчебумажные принадлежности и нанимал необходимое ему количество писцов. На эти же средства содержались сторожа и рассыльные. Так как средств катастрофически не хватало, на наем сторожей и рассыльных зачастую не тратились, поручая выполнять их обязанности городовым.
Полицейское управление помещалось либо в казенном здании, либо нанимало частное помещение.
Крупный город делился на несколько частей (или участков), которыми руководили частные, или участковые приставы (по «Нормальному штату…» - должность 9 класса). В некоторых городах (обычно в тех, в которых существовали законодательно установленные до реформы 1862 года штаты) были одни части, в некоторых (обычно в тех, где штаты либо не были законодательно установлены, либо были установлены после 1862 года) – одни участки, в некоторых были и части и участки. А в некоторых городах было так: полицмейстер, пристав, руководивший всем городом, его помощники, руководившие участками.
Пристав и его помощник (10 класс должности) назывались исполнительными чиновниками полиции. Приставу также как и полицмейстеру, полагалась определенная сумма на канцелярские расходы. В некоторых крупных городах в штат управления полицейского участка входили и служащие канцелярии – письмоводители, паспортисты, а в тех городах, где эти должности не предусматривались штатом, пристав на канцелярские средства нанимал писцов.
Интересно, что оклады содержания полицмейстеров и исполнительных чиновников, а также суммы, отпускаемые им на канцелярские издержки, за 40 лет (с 1862 по 1902) не изменились! Так, участковый пристав третьего разряда получал 600 рублей в год и сто рублей на всю канцелярию. Таким образом, он мог платить писцу не более 5 – 8 рублей в месяц. Примерно столько же получала неграмотная кухарка из крестьянок, которую хозяева, в отличии от писца, обеспечивали бесплатным питанием и жильем. Естественно, что в начале 20-го века нанять на такую зарплату более-менее нормального писца не удавалось, пристав был вынужден тратить деньги на канцелярию из своего более чем скудного жалования. Компенсировал он эти расходы за счет обывателей…
В некоторых городах, штаты полиций которых были утверждены законодательно, существовали должности околоточных надзирателей – наиболее близкий сегодняшний аналог – участковый инспектор.
В околоточные принимали лиц всех сословий. Должность околоточного находилась в 14 классе, и любой околоточный имел право на производство в классный чин. Если у него было среднее образование, то коллежского регистратора ему давали через год службы, если он такового не имел – то через два. Если околоточный вообще не имел образования дающего права на производство в первый классный чин (для этого достаточно было закончить уездное училище), то двухлетний срок начинал исчисляться с момента сдачи околоточным специального экзамена, подтверждающего знание им программы такого училища. Но и до получения указанного чина околоточный пользовался правами лица, таковой чин имеющего. Поскольку по закону, чиновник мог быть награжден чином, на один класс выше, чем класс занимаемой им должности, потолком в чинопроизводстве околоточного являлся чин губернского секретаря.
Низшее звено городской полиции составляли городовые.
В тех городах, в которых штаты полиции не были законодательно установлены, число городовых определялось по следующим правилам: «в городских поселениях, число жителей которых простирается до двух тысяч обоего пола, полагается не свыше пяти городовых, а в городских поселениях, в которых число жителей превышает две тысячи душ обоего пола, число городовых определяется по расчету, полагая не более одного городового на каждые четыреста душ населения». При этом каждый пятый городовой становился старшим, а остальные четверо – младшими. В городах, в которых штаты полиции были установлены в законодательном порядке, число городовых определялось этими штатами, однако, если штатом было предусмотрено городовых меньше, чем по одному на каждые четыреста жителей, то количество городовых увеличивалось исходя из этого расчета.
В некоторых крупных городах существовали команды конных стражников.
Полицейские функции также выполняли дворники, которые были обязаны не только контролировать движение населения в своем доме (старшие дворники очень часто занимались пропиской и выпиской жильцов), но и смотреть за соблюдением общественного порядка, не пускать в дом и на двор посторонних подозрительных личностей, оказывать помощь городовым и другим чинам полиции в задержании правонарушителей и доставлении их в полицию.
Ночью городовым помогали сторожа. Обыватели каждой улицу обязаны были либо самостоятельно, в очередь, охранять покой своих соседей в ночное время, либо скидываться и нанимать для этого постороннего человека. Обычно все скидывались, но денег собирали так мало, что нанять могли только старого или малого. От такой сторожевой команды проку было мало. Разве что компанию городовому составить, что бы он ночью не скучал.
Еще одним способом комплектования городских полицейских команд, было учреждение полицейских должностей за счет средств города. Городское самоуправление, посчитав, что полицейских исполнительных чиновников в городе недостаточно, могло выйти с ходатайством к министру внутренних дел об учреждении дополнительных полицейских должностей. Обычно такое ходатайство удовлетворялось: новые должностные лица содержались не за счет казны, а за счет города, а службу несли коронную и городу ни как не подчинялись.
Кроме вышеперечисленных должностей, в состав некоторых городских полиций входили:
- сыскные отделения;
- речная полиция в городах Нижнем Новгороде и Рыбинске (про столицу я здесь не пишу);
- конно-полицейская стража – в городах Нижнем Новгороде и Астрахани.
- Нижегородская ярмарочная полиция.








Метки:

?

Log in

No account? Create an account