?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ksologub

ЧФ и БФ при Николае I, два мира - два Шапиро

Оригинал взят у george_rooke в ЧФ и БФ при Николае I, два мира - два Шапиро
Структура подчиненности Черноморского флота

На ЧФ структура проста до невозможности: Командующий ЧФ, которому подконтрольны 1) Канцелярия главного командира; 2) штаб Черноморского флота; 3) интендантство. Канцелярия занимается людьми, Штаб – боевыми операциями и боевой учебой, интендантство – логистикой и снабжением.

Структура подчиненности на Балтике:


Главный орган – Морское министерство во главе с Морским министром который реальной власти не имеет вообще, ибо она размазана по Управлениям.
Далее, равные права имеют органа – Адмиралтейств-совет, Управление Дежурного генерала и Главный Морской штаб. Адмиралтейств–совет – совещательный орган глав департаментов Морского министерства. Позже к Совету присобачили Морской Ученый комитет (типа нынешнего РВИО) и Управление генерал-гидрографа.
Управление дежурного генерала имело в подчинении Инспекторский и Аудиторский департаменты, но Дежурный генерал мог только констатировать факт растрат или ненадлежащих работ, повлиять он на них не мог. Таким образом, на флоте реально рулил Главный Морской штаб, в который впихнули:
- Канцелярию начальника Главного Морского штаба
- Управление Генерал-Гидрографа (отняли у Адмиралтейств-совета)
- Управление Дежурного Генерала (который считал свое ведомство отдельной епархией и со Штабом контактировал мало)
- Инспекторский и Аудиторский департаменты (как подчиненные Генерал-Гидрографу)
- Управление Генерал-Интенданта
- Управление Штаб-Доктора
- Департамент корабельных лесов.

Таким образом, Главный морской штаб сам принимал решения, сам себе строил корабли, сам себе отчитывался о выполнении, и сам себя проверял до кучи! Прекрасное заведение!
Можно сказать, что и на Черном море сами себе то же самое, НО – там все было подчинено отдельному человеку – командующему флотом, с которого и был главный спрос. Напомню пример Грейга, который подал отчет по бухгалтерии ЧФ, и когда в отчете нашли ошибки, и попросили их объяснить – Грейг в результате слетел с поста командующего.
В Главном же Штабе заседали Начальник Штаба, Генерал-Гидрограф, Инспектор Морской Артиллерии, Инспектор Морской Строительной части, Начальник Военно-Походной Канцелярии Е.И.В., Эскадр-Майор Е.И.В., Флаг-офицеры, генералы и адъютанты Е.И.В., то есть орган абсолютно коллективный, и ответственность его размазана по всем участникам Штаба. Недаром Путятин смеялся на эту тему: «таковое число бездельников едва ли может быть размещено на корабле Главнокомандующего без стеснения рядовых матросов».
Таким образом, князюшка Меншиков создал избыточную бюрократическую структуру, где сидела куча чиновников, получавших деньги от государства, но не имевших реальной ответственности за эти деньги. Проще говоря, это была обычная синекура.
Ах, да, забыл совсем Портовое управление, которое сняло с портовых капитанов все возможные обязанности, и возложило их на себя. При этом Главному Морскому Штабу подчинялись порты Або, Санкт-Петербурга, Роченсальма, Кронштадта, Ревеля, Свеаборга… Пока вроде все нормально, да? Но вот вам уже то, над чем реально можно поржать – еще до кучи Казани, Архангельска и Астрахани! Управлению в Санкт-Петербурге, Карл!
Так и получилось, что на БФ работа по строительству и приведению в боевую готовность флота выродилась в борьбу за денежные потоки и обсуждения мелких дел, типа – строить ли новый причал в Астрахани или погодить? В Казани дубы сплавлять или везти на белянах? И т.д. То есть вопросы, которые вполне мог решить портовый капитан, наделенный нормальными полномочиями.