?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ksologub

К вопросу о классификации британских крейсеров

Оригинал взят у sergiovillaggio в К вопросу о классификации британских крейсеров
К середине XIX века в Королевском флоте существовало две параллельных классификации боевых кораблей.

Функционально корабли делились на:
- линейные корабли (line-of-battle ship, имеющие две-три закрытых орудийных палубы),
- фрегаты (frigate, одна закрытая орудийная палуба),
- шлюпы (sloop, с открытой орудийной палубой),
- бриги (gunbrig, позже укоренилось наименование gun-vessel – дать ему адекватный перевод на русский весьма тяжело, ибо в нашем флоте подобные корабли отсутствовали – у таких кораблей орудия устанавливались на верхней палубе, но не побортно, а в центре, на поворотных станках) и
- канонерские лодки (gunboat, уменьшенные аналоги предыдущих, но предназначенные для действий только в прибрежных водах).

Формально же корабли делились на шесть рангов в зависимости от числа орудий. Первые три ранга отводились линкорам, следующие три – фрегатам. Командиры кораблей этих шести рангов носили чин кэптена. Меньшие по размерам единицы считались вне рангов, при этом командиры шлюпов имели чин коммандера, а бригов и канонерок – лейтенанта. В 1817 году наиболее крупные шлюпы (несущие не менее 24 пушек) были переклассифицированы во фрегаты 6-го ранга, «чтобы дать возможность набраться опыта молодым кэптенам». Зачастую такие корабли на французский манер называли корветами, хотя официально данный класс был утвержден только в 1854 году.

Таким образом, на заре броненосной эпохи в надкласс (применим такое слово как противоположность подклассу) крейсеров входили фрегаты, корветы и шлюпы. В 1887 году для крейсеров была введена новая классификация, основанная на водоизмещении:
- крейсера 1-го класса – свыше 6000 т;
- крейсера 2-го класса – от 3000 до 6000 т;
- крейсера 3-го класса – менее 3000 т.
Класс шлюпов при этом сохранился, а класс gun-vessel растворился между шлюпами и канонерками. Находившиеся к тому времени в составе флота неброненосные фрегаты и корветы были переклассифицированы в крейсера следующим образом:

- крейсерами 2-го класса стали: 3 фрегата типа «Inconstant» («Inconstant», «Raleigh», «Shah»), посыльные суда «Iris» и «Mercury», 3 корвета типа «Volage» («Volage», «Active», «Rover»), 3 корвета типа «Boadicea» («Boadicea», «Bacchante»,  «Euryalus»);

- крейсерами 3-го класса стали: посыльные суда «Alacrity» и «Surprise», корвет «Sapphire», 6 корветов типа «Opal» («Opal», «Tourmaline», «Ruby», «Turquoise», «Emerald», «Garnet»), 11 корветов типа «С» («Comus», «Champion», «Cleopatra», «Curacoa», «Carysfort», «Conquest», «Constance», «Canada», «Cordelia», «Calypso», «Calliope»), 7 корветов типа «Satellite» («Satellite», «Heroine», «Hyacinth», «Rapid», «Royalist», «Caroline», «Pylades»).


Винтовой корвет «Сапфир» (1875 г.) – последний деревянный корвет Королевского флота и единственный, доживший до переклассификации в крейсера 3-го класса

Метки: