Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ksologub

Ужасно интересно все то, что неизвестно

Оригинал взят у vivva в Ужасно интересно все то, что неизвестно
Не знаю, как вам, а мне всегда казалось обидным, когда на подписи к картине читаю «Портрет неизвестного». За человека обидно: жил-был человек, вот его портрет сохранился, а имя – нет. И остается только гадать, додумывать…С военными еще все не так плохо: по мундиру можно назвать полк, а если изображены ордена или какие-то другие наградные знаки, то можно иной раз даже имя восстановить. С штатскими и женщинами все практически безнадежно. Но ведь так интересно, кто же эти незнакомки.


Вот известный портрет работы Аргунова: Неизвестная в русском костюме.



Его еще называют «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Но воля ваша, но это кто угодно, только не крестьянка. Да, в конце 18-го века в повседневной жизни русский народный костюм носили только крестьяне. Остальные сословия одевались уже иначе. Но приглядитесь: и кокошник, и сарафан на девушке расшиты золотыми и серебряными нитями. Что же это за крестьянка такая? Вон у Венецианова – певца русской деревни настоящая крестьянка:



Вроде на этой девушке все тоже самое надето, что и на аргуновской, ан нет – то же да не то, гораздо проще. Без золота. Так что Аргунов написал вовсе не сельскую жительницу-труженицу. А кого? Ну, если красавица вынула русский наряд из бабушкиного сундука, то вариантов много: она может быть и купеческой дочерью, и дворянкой, и из семьи священника. Но тут стоит приглядеться к блестящим сережкам в виде бантиков с красными камушками. Они совсем не вяжутся с народным костюмом. Так что это немножко маскарад. Игра. А если вспомнить, что Аргунов был крепостным художником графов Шереметевых, которые держали собственный театр, то возникает мысль, а не актриса ли перед нами? В костюме, сшитом для пьесы из народной жизни или из русской истории. Или же это кто-то из молодых гостей Шереметьевых, одетая для представления модных тогда «живых картин».
Ну вот, две версии. Кто знает, можно ли их подтвердить? Возможно, в архивах Останкино или Кусково сохранились и списки актрис, и сведения о гостях, но выковырить из них имя незнакомки… это нереально.

Но самая известная из них неизвестных – это «Неизвестная» Крамского.



Но на ее счет фантазировать не стоит, просто потому что это отнюдь не потрет. Это картина. Т.е. на ней изображена не реальная женщина, а некий образ. Модель для этой дамы, конечно, была, но это не она. О том, кого Крамской подразумевал под ней, ходит много легенд. По одной художник представил некую вариацию на тему Анны Карениной, по другой зафиксировал впечатление от проехавшей мимо дорогой петербуржской кокотки. Мне кажется, что с нее «списал»свою «Незнакомку» Блок: «И веют древними поверьями ее упругие шелка, и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука». Не зря, второе название картины Крамского именно «Незнакомка».

Кстати, в американской экранизации «Анны Карениной» с Софи Марсо и Шоном Бином есть эпизод, в котором Анна едет в коляске по Петербургу. Так он полностью воспроизводит картину Крамского. У фильма были хорошие русские консультанты. :-)



Из рокотовских неизвестных больше всего вызывает интерес «Портрет неизвестного в треуголке».



Потому что невооруженным глазом видно, что это не неизвестный, а неизвестная. А если сделать рентген, то сомнения и вовсе отпадут.



Сперва на портрете была дама с высокой прической, серьгами-слезками и в открытом платье, а уж потом художник вдруг «переодел» ее в мужской костюм. Опять маскарад?

Мне вообще-то всегда казалось, что на этом портрете изображена Екатерина II. Наверное, из-за вот этого изображения императрицы



Что Екатерина, что до нее Елизавета Петровна нашивали мужские костюмы. «Веселая Елисавет» вообще любила такие маскарады с переодеваниями.



Впрочем, если сравнить лицо на портрете с лицом Екатерины II на всяких разных портретах, то несмотря на определенное сходство, брови все-таки другие. Хотя… Так что может и впрямь на портрете изображена какая-нибудь гостья Струйского (а портрет хранился в его поместье в Рузаевке), блиставшая на маскараде в мужском платье. Но есть еще версия, что Рокотов написал потрет первой жены Н.Е.Струйского – Олимпиады Балбековой. Но молодая женщина умерла родами вместе со своими детьми-близнецами. А так как Струйский через некоторое время женился вторично, то попросил художника замаскировать портрет первой супруги. Может, чтобы не напоминал так явно о потере, а может, чтобы вторая жена не ревновала. Но в любом случае замаскированный портрет остался поместье. А Рокотов потом написал и свой знаменитый портрет А.П.Струйской



А Николай Заболоцкий свое не менее знаменитое:

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
……
Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Свой неизвестный был и у Левицкого



Мне почему-то кажется, что он был поэтом: перо, ворох бумаг, небрежность в одежде.

И у Кипренского.



Натуральный мистер Дарси! Во, одно лицо.



Тропинин написал сотни портретов. Если собрать из все вместе, то можно будет увидеть практически половину всех обитателей тогдашней Москвы. Но очень многие из них окажутся неизвестными, как эта девушка с молитвенником,



оставляя нас только гадать, что произошло в ее жизни, что она оделась в черное?
И все же мне кажется, что имена многих неизвестных можно было бы восстановить. Только это очень муторный, хотя и очень интересный труд, сродни детективному. Ведь портрет обчно писался не по велению сердца, а по заказу. Значит должны быть какие-то документы: договора, записи в приходно-расходных книгах, какие-то следы в переписке, в дневниках… Вот как мы сейчас пишем всякую фигню в соцсетях, а потом по всем этим фейсбукам, ЖЖ, Одноклассникам и ВКонтакте можно будет из влечь из небытия чьи-то имена, восстановить события. Так и тогда все записывалось, только на бумаге. Главное, чтобы она сохранилась. И, глядишь, одним неизвестным в задачке будет меньше.



?

Log in

No account? Create an account